Трехфазный двигатель в однофазной сети

как подключить трех фазный двигатель на одну фазу с конденсатором

Трехфазный асинхронный двигатель правильно, конечно же, подключать на три фазы. Электрики знают, что если двигатель работает даже на двух фазах, то он не выдает полную мощность и может быстро сгореть. Но в быту редко используется три фазы, поэтому приходиться трехфазный асинхронный двигатель подключать на одну фазу. Здесь мы рассмотрим обычные схемы подключения трехфазного асинхронный двигателя к однофазной сети, используя фазосдвигающий конденсатор.




В однофазную сеть трехфазный двигатель можно подключить «в звезду» или «в треугольник». Лучших результатов можно добиться при подключении «в треугольник». Ёмкость конденсатора рассчитывается по следующей формуле: C=k*I/U где C – ёмкость конденсатора (мкФ), I- номинальный ток двигателя(А), U – напряжение 220В, k – коэффициент. При подключении двигателя в звезду k=2800, а в треугольник  k=4800. При запуске двигателя под нагрузкой, на время запуска, необходимо включить параллельно рабочему конденсатору пусковой емкостью в 1.5-2 раза большей чем у рабочего. После запуска двигателя этот конденсатор необходимо отключить.

Схема подключение трехфазного асинхронного двигателя на одну фазу «в треугольник»

Схема подключения трехфазного двигателя "в треугольник"

Схема подключение трехфазного асинхронного двигателя на одну фазу «в звезду»

Конденсаторы можно применить бумажные МБГЧ или другие на переменное напряжение номинальное напряжение не ниже 250В. Я применял конденсаторы от люминесцентных светильников, и от «кобры». Перед применением конденсаторы следует проверить, так как они могут быть неисправны. Если нет конденсатора необходимой ёмкости, то можно соединить несколько конденсаторов параллельно, при этом их ёмкости складываются.


При таком подключении трехфазный асинхронный двигатель не развивает и 50% своей мощности соответственно и крутящий момент. Не следует перегружать двигатель  и  работать «сутки напролет». Желательно запускать двигатель без нагрузки так он быстрее наберет полные обороты. Если двигатель запускать большой нагрузкой, неправильно подобрать конденсаторы, и просто недосмотреть, двигатель может остановиться и сгореть.

Для того чтобы изменить направление вращения двигателя достаточно вывод конденсатора, подключенный к сетевому проводу, подключить к другому сетевому проводу. Например если он подключен к фазе, садим его на ноль, и на оборот. А остальную схему оставляем без изменения.

Я взял конденсатор с «кобры» марки МБГЧ емкостью 10 мкф на рабочее напряжение 250В (обратите внимание на фото конденсатор за шунтирован резистором, его можно удалить). Двигатель для наждака взял мощностью 0,75кВт, подбирать емкость конденсатора не стал поставил какая есть. Вообще емкость конденсатора для трехфазного асинхронного двигателя желательно подбирать точно не больше не меньше, только так можно добиться максимальной мощности на одной фазе.

Дополнительно почитайте статью про «Частотники» там пишется про частотные преобразователи которые можно подключить к однофазной сети, а на выходе получается три фазы. Также у них много других полезных функций.

У этих схем много недостатков вот статья где эти недостатки исправлены Повышаем мощность двигателя




66 комментариев для “Трехфазный двигатель в однофазной сети”

  • Aleksandr says:

    На джакузи перестал качать насос — полетела электроника управления насосом. Питание подходит бытовое 220, а двигатель 220 3 фазы. Прогорели дорожки и резисторы R 033. А какой это по русски. Выручайте. С уважением Александр. Владивосток 18.30 22.08.2010

  • admin says:

    Если на схеме написано R033 то по русски это 0,033Ом (конечно если это не порядковый номер), Сопротивление очень маленькое Можно попробовать подобрать куском толстой нихромовой проволоки. Надо смотреть по схеме для какой цели эти сопротивления служили для обратной связи, или для токоограничения, в первом случае точность важнее. Можно попробовать подобрать методом научного тыка.

  • Андрей says:

    Здравствуйте! Помогите подключить двигатель 2.2 Квт асинхронный с двумя конденсаторами (три обмотки, две перемычки, а две обмотки соединены через пусковой конденсатор)к деревообрабатывающему станку с функцией реверса.Из станка выходят 5 проводов (одна 0-ка),методом тыка два провода подключил мотор работает в обратную сторону (реверс), делал фазировку- все равно не меняется,переключать так же бесполезно. Отправьте пожалуйста схему на мыло.

  • admin says:

    А двигатель трех фазный или однофазный?

    Сколько проводов отходит от двигателя или как сделан клеммник.
    Какая схема у станка сейчас?

    При подключении двигателя на 220 Вольт фазировку менять бесполезно.
    Надо менять местами либо выводы обмоток двигателя, либо подключение конденсатора.

    Если надо, выложу здесь в коментах, схему реверсивного подключения трехфазного и однофазного двигателя, на одну фазу. Только по позже когда нарисую.

  • Михаил says:

    Реально ли включить двигатель на 220 если его схема соединения- звезда на 380 и выводов только 3- то есть в треугольник уже не соберешь?

    Движок стоит на компрессоре и без нагрузки запустить не представляется возможным.

  • admin says:

    Надо попробовать, если получится хорошо, нет останется разобрать двигатель и перепаять. По ссылке статья как увеличить мощность двигателя на одной фазе.
    Еще можно использовать частотный преобразователь. На них подается одна фаза а выходит все три фазы. И двигатель будет развивать полную мощность.

  • Алексей says:

    увидел сообщение о заработке через рекламу на вашем сайте, хотелось бы узнать об этом подробнее

  • admin says:

    Регистрируетесь на сайте добавляете свою статью. В статью вы можете вставить один рекламный код от рекламных или баннерных сетей, в одной из таких сетей надо зарегистрироваться.
    Чем больше людей увидят статью тем больше вы заработаете.
    Разрешается только контекстная реклама или баннеры. Прочие коды будут удаляться.

  • raf says:

    Вопрос на первый взгляд простой.Есть токоизмерительные клещи и трехфазный двигатель.Как определить мощность на валу? В справочниках есть формулы,но они чсто разнятся и при расчетах теоретические данные не всегда совпадают с практической биркой на моторе,хотя мотор не перемотан.Есть ли простая универсальная формула определения мощности?Работать приходится с моторами 2-5 квт.

  • admin says:

    Самая простая формула расчета мощности P=I*U где P-мощность в ваттах I-сила тока в амперах U- напряжение в вольтах. Так как двигатель не активная нагрузка, то надо учитывать косинус фи, обычно он равен 0.83, точнее можно посмотреть на двигателе. полученую активную мощность умножаем 0.83. Еще нужно учитывать КПД.

    Мощность указанная на бирке двигателя это номинальная мощность.
    В зависимости от нагрузки мощность и сила тока будут меняться.

  • raf says:

    Спасибо. Но нужно ли полученный результат умножать на три? По аналогии с активной нагрузкой,работающей от трехфазной сети,в соединении треугольником?

  • admin says:

    Нет, Если подключаем в звезду, умножаем на 380 в треугольник на 220. Если на бирке двигателя посмотреть ток, при подключении в звезду он будет меньше, чем при подключении в треугольник (как и напряжение ток указывается через дробь). А при умножении тока на бирке и напряжения на бирке мощность получится приблизительно одинаковая

  • Евгений says:

    Здравствуйте.
    Есть асинхронный 3-х фазный двигатель.
    Все концы отсоеденены. Тоесть всего 6 концов (3 обмотки по 2 конца).
    Подаю на одну обмотку 220 вольт, но двигатель как бы «стопорится». Я его пытаюсь раскрутить а он как бы наоборот «клинит» и жутко гудит.
    Двигатель исправный (работал на 3 фазах).
    Я подозреваю что есть серия двигателей (обмотки уложены определённым образом) которые нельзя запитать от сети 220 вольт?
    Прав ли я.
    Спасибо 🙂

  • admin says:

    Насколько мне известно таких двигателей нет. Может конденсатор неправильно подобран

    Если выведено 6 концов то лучше подключить по одной из этих схем:
    Статья со схемами

    Важно не перепутать начала и концы обмоток

  • Евгений says:

    Спасибо за ссылку на схемы 🙂
    Обязательно воспользуюсь.
    Сам удивлён когда на одну обмотку АД подаю 220 вольт, двигатель начинает гудеть и немного «дёргать» ротор в разные стороны.
    Насколько знаю, если придать движение ротору в любом направлении АД0, ротор начнёт раскручиваться.
    Но тут явно другой случай.
    Спасибо!

  • Владимир says:

    скажите ПЖ как определить параметры асинхронныго трехфаного двигателя при отсутствии бирки

  • admin says:

    Раньше были определенные стандарты и можно было посмотреть по справочнику. Сейчас куча всяких разных двигателей в том числе импортных. о том какие у них параметры можно только догадываться.

    Нам тут привезли два двигателя с перемотки один 660/380 и 3000 об/мин, другой 380/220 1500 об/мин. По внешнему виду абсолютно одинаковые, клеммная коробка и даже подшипники. Если бы нам не сказали какой из них какой, долго бы нам пришлось гадать.

    Скорость вращения зависит от того как соединены обмотки. Можно разобрать и посмотреть.

    Напряжение сложно определить, можно включить и проверить будет ли он нормально работать, не будет ли греться. сначала в звезду.

    Ток самое простое замерить прибором.

    Мощность равна сила тока умноженная на напряжение.

  • Василий says:

    Подскажите, пожалуйста, как изменить крутящий момент у асинхронного однофазного двигателя с пусковым конденсатором не меняя перемотки? После перемотки крутится в другую сторону.

  • admin says:

    Василий, для однофазного двигателя поменять местами выводы одной из обмоток.
    Для трех фазных, как на схемах, подключить второй конец конденсатора к другому сетевому проводу

  • Василий says:

    Спасибо!

  • Евгений says:

    Не верны схемы. В 60-е годы была выпущена брошура по замерам реактивных токов и мощностей разных схем включения.Лучшая (я использовал и использую): у треугольника отключить от нуля обмотку и подключить этот конец в сеть. Получается две цепи в которых по ДВА параллельных реактивных сопротивления включённые в сеть. Потери минимальны, момент пуска максимален. Расчёт Ср= 2470хI/220.
    I — ток для треугольника на 380В с шильдика двигателя.С пуска =4-6 Ср

  • Евгений says:

    Ошибка в предыдущем: коэффициент д.б. 2740 вместо 2470

  • Евгений says:

    Изменения текста к 07 Дек 2011 14:56: «У треугольника отключить обмотку от нуля…», должно быть «..обмотку к которой подключен конденсатор…»

  • admin says:

    Евгений, правильно заметил
    в другой статье схемы лучше

  • Алексей says:

    У меня в дробилке стоит мотор трехфазный 1,7 квт подключенный к однофазной сети ,какая мощность получается в данном случае

  • admin says:

    Алексей, в зависимости от схемы подключения. обычно не не больше половины мощности. В данном случае мощность будет примерно 0,7 квт.

    Точнее можно замерить ток и подсчитать.

  • Николай says:

    Как рассчитать мощность трехфазного двигателя если нет никаких данных на него? Двигатель старого образца! Что бы подключить на 220 вольт и рассчитать емкость пускового и рабочего конденсатора!!!

  • admin says:

    Николай, можно на глаз по размерам определить. А конденсатор подбирать методом научного тыка. Мы обычно так делаем собираем схему, если двигатель не запускается и ли плохо работает, добавляем еще один конденсатор. И так пока двигатель не начнет нормально работать.

  • Виталий says:

    Здравствует. Не могли бы вы помочь мне в подключении асинхронного двигателя от 220 вольт. Нужна схема подключения. Пораметры: тип — 4АМ80А4ГСV1; 3Ф~50Гц; 11кВт; 1400 об/мин; КПД 750%; класс Обм. В. Будит ли потеря мощности если подключить 220? Особо не понимаю, желательно в подробностях.

  • admin says:

    Виталий,потери будут, такой двигатель будет выдавать около 4,5 кВт.
    В статье есть ссылка там схема лучше можно будет получить более 5 кВт.
    А что конкретно не понятно в статье все достаточно подробно описано.

  • Иван says:

    Доброго времени суток. Нужен совет опытных. В джакузи не работает компрессор. Гудит, дергаеться вал, но не стартует, при этом сильно греется. Двигатель трехфазный, из корпуса двигателя выходит 3 провода, один на прямую к розетке, второй через выключатель, третий через конденсатор (запитанный от выключателя). Куда посоветуете сразу смотреть? Сам не электрим но мультиметром пользоваться умею. Заранее спасибо.

    • admin says:

      Иван, попробуй конденсатор заменить, скорее всего он. Иначе двигатель, когда двигатель под напряжением не вращается он сильно греется, может обгореть изоляция.

  • Иван says:

    admin, конденсатор 14мкФ 475V, мультиметром мерял сопротивление. Проверка не точная, но вроде рабочий (сопротивление секунд за 15 выростает до бесконечности). Проблема уже в другом. Разобрал полностью компрессор (скорее насос, не суть), механическим повреждений нет. Возил статор по разным спецам, чето там типо на нем видели, говорили что сделают, но денег просили что дешевле новый поискать. Так вот, после всего этого, собрал его назад… а он заработал…
    Закралась мысль, может быть суть в проводке от розетки?

  • admin says:

    Иван, да может быть что-то с механикой.Чтобы это исключить двигатель отсоединяют от механической части, рукой проворачивают вал, чтобы проверить не заклинивает ли он.
    Далее двигатель включается и смотрим как он ведет себя без нагрузки.
    Если что-то со статором лучше новый поискать, перемотанные статоры не долговечны.

    Еще что можно сделать: замерить токоизмерительными клещами ток по всем проводам подходящим к двигателю. Если на каком-то проводе тока нет значит где то обрыв.

    Проводку можно посмотреть соединения обычно они подгорают: перезаделать, подтянуть.

    Еще при низком напряжении не будет запускаться.

  • Иван says:

    Двигатель изначально не подклинивал, и очень легко прокручивался. Теперь работает тихонько, ровненько, с умеренным нагревом. Что изменилось точно не могу сказать. Но полез в него т.к. он громко гудел и дергался ротор, но не раскручивался. При попытке раскрутить его и включить, он стапорился и гудел. От двигателя к розетке идет кабель со скруткой, ее раскрутил и спаял уже после того, как двигатель заработал. Может быть там не было контакта и напряжение подавалось только на одну обмотку? Т.к. симптомы похожи как описывал Евгений в 13-м комментарии.

  • Иван says:

    Еще, после того как заработал, ротор крутиться уже не так легко, и как бы чуствуеться что он находиться в магнитном поле. Иннерционного вращения нет, т.е. раскрутил рукой его и он останавливаеться через пол-оборота, ранее крутился еще оборотов 5-6.

  • admin says:

    Иван, если напряжение подать только на одну обмотку двигатель будет вести себя точно как вы с Евгением описываете.
    С одним отличием если попробовать раскрутить рукой он начнет разгоняться и наберет полную мощность.

  • Олег says:

    admin,есть вопрос,за ответ благодарен.Приобрёл компрессор с двигателем на 220В через конденсаторы.Включил в розетку дома,падение на линии не нравится.Хочу перейти с ним на 380 В.Подвод есть.Что мне нужно перепроверить или переделать для подключения компрессора на 380 В?

  • admin says:

    Олег,а какой двигатель, трехфазный или однофазный. Если трехфазный, то ничего не нужно просто собирается схема в звезду и на каждую обмотку подается по фазе. Ни какие конденсаторы не нужны.
    Если нужно изменить вращение, две фазы меняются местами.

  • Олег says:

    Спасибо.Так вот в том-то и дело и вопрос, что на двигателе наклейка (не бирка) 220 В,и наверху конденсаторы-2 штуки разного цвета на 250 в один из них.Снял верхнюю крышку где покоятся конденсаторы, там шесть выводов из обмотки.А как ещё определить?380 или 220 сам двигатель?

  • admin says:

    Олег, раз шесть выводов от обмотки значит это трехфазный двигатель. Вот статья http://www.elektroceh.ru/sekrety-elektrikov/kak-opredelit-nachala-i-koncy-obmotok-elektrodvigatelya.html там на картинке схема подключения. нужно подключать в звезду схема а). Главное не перепутать начала и концы обмоток

  • vitasik says:

    Прозвони обмотки если их 3 с одинаковым сопротивлением подключай в звезду на 380 и контролируй ток.

  • Олег says:

    Спасибо admin.Спасибо vitasik, только как это контролируй ток?

  • admin says:

    Олег, при включении замеряй амперметром по всем фазам. Надо чтобы он не сильно отличался от номинального.

  • Олег says:

    спасибо admin. Спасибо…

  • Олег says:

    Короче… выводов под крышкой шесть.Соединяю звездой и выбивает автоматика.Заснял всё на фото только как сюда адресовать…. чтоб визуально показать что у меня за хрень.Помогите мне…

  • Олег says:

    пробывал подключать меняя местами провода — всё равно автоматика выбивает

  • Олег says:

    ПРОБЫВАЛ ПОДКЛЮЧАТЬ ТРЕУГОЛЬНИКОМ всё равно выбивает. На шести выводах идёт V1 V2 V3 U4 U5 U6

  • Олег says:

    на самой крышке двигателя наклейка (не бирка на корпусе), что он есть 220 В однофазный 2800 оборотов и там что-то ещё на английском…

  • admin says:

    Олег, чтобы залить файлы на сайт нужно зареги-тся, войти в админку, выбрать меню медиафайлы, добавить новый, Выбрать нужный файл. Когда будет залит выбрать строку «URL файла» Скопировать URL (начинается с «http://») и вставить в комментарий.

  • admin says:

    Олег, как то обозначения V1 V2 V3 U4 U5 U6 не вяжутся с «однофазный» обычно так обозначают трех фазные двигатели.
    по русски в место V и U обозначают С:

    двигатель на 220В значит подключать нужно по схеме: а)

  • Oleg7337 says:

    admin, вот фото… но ещё… я так и подключал как изложено на схеме, поверь… единственное что сбивать столку может,так автомат на 10 А, но дело такое что на нём второй компрессор работает на 2,2 кВт и ничего не вырубает. Этот двигатель он весь на 380. Там только три вывода из обмотки под крышкой. Я живу на селе и мне честно даже к опытному то спецу не обратиться. Есть электрики, но они только по замене лампочек (как я считаю).http://www.elektroceh.ru/wp-content/uploads/P10707591.jpg
    http://www.elektroceh.ru/wp-content/uploads/P1070762.jpg
    http://www.elektroceh.ru/wp-content/uploads/P1070763.jpg
    http://www.elektroceh.ru/wp-content/uploads/P1070764.jpg
    http://www.elektroceh.ru/wp-content/uploads/P1070770.jpg

  • Oleg7337 says:

    Буду очень рад за решение моей проблемы.Что от меня зависит, то я готов сотрудничать… спасибо.

  • Oleg7337 says:

    Я приобретая компрессор хотел купить на 220 В умышлено, так как кое где есть только подвод 220. Другой компрессор на 380 и его не переделать.Тут привезли нового, я подключаю, а в сети при запуске нагрузка такова, что 3-4 секунды можно с фонариком сидеть.А включение и выключение компрессора частое вот и херня выходит.

  • admin says:

    Oleg7337, первое что бросилось в глаза это AMP`s 13,7, то есть ток 13.7 ампер. 10 амперного автомата маловато будет. надо 16А.

    Еще померь сопротивление обмоток. у трехфазного двигателя сопротивление обмоток одинаковое.
    А остальное вроде как нормально

  • Oleg7337 says:

    Admin, крышан скоро поедит от этого компрессора.Послушай, короче я тут приболел, то сразу не давал о себе знать, но вот что есть.По мерял как говорил сопротивление на обмотках и мерял автотестером специализированным для ремонта машин. И короче, показывает на обмотках, то 7, то 10, то опускается до 3.3 и так много раз.Притыкал щупы по-разному и сильно и так и эток, ничего плавущее сопротивление, возможно это или нет?Тестер между собой перемыкал, нормально. Позвонил через магазин на сервис-центр их ний, так они сказали читать надо, что он однофазный,а кондёры на запуск.Так я что-то не хрена не понял в этой жизни…
    как ещё определить что он З-х или 1-фазный?

  • Oleg7337 says:

    почитал тут в нете про двигателя, то наверное не обязательно шесть выводов и это 380 В?Может у меня точно однофазный… Ёлы уже крышан едит.

  • admin says:

    Oleg7337, у однофазных двигателей пусковые обмотки делают тонким проводом, по этому их сопротивление больше чем у рабочей. Судя по фоткам рабочая обмотка черным цветом.
    Сопротивление меняется из-за индукции. Нужно подсоединить омметр и подождать пока сопротивление не перестанет меняться.

    Вполне возможно что он однофазный. В маломощных двигателях достаточно одной пусковой обмотки, а здесь их сделали две.

    А что насчет автомата

  • Oleg7337 says:

    С автоматом я больше не экспериментировал по причине, что убил в тот раз полдня на его подключение,и не добился толку.Но тут я думаю что автомат не при чём.Почему? Потому что автомат на три фазы и к нему подключён компрессор 380 В, но самодельный, и со всей самодельной автоматикой.Так я вот взял провод от двигателя самодельного компрессора и пробывал подключать к новому двигателю, и автомат тут же срабатывал. И пробывал на прямую новый к розетке на 380 с автоматом на 16 А, тот же эффект.Но в последнем случае, там подключение треугольником было и яподумал из-за этого. Я сам уже лично позвонил на сервис без магазина и уточнил насчёт этой хрени, так они сказали, что мы даже не лазили туда во внутрь ни разу, мол если двигатель не работает и причина внутри, то они просто его меняют на новый и всё. Однако, в конце добавил, что на эти компрессоры все идут двигателя однофазные и как они по контуру идут — не знает короткозамкунтые или нет… не знают.

  • Власта says:

    А сколько ватт мощности будет выдавать 3хфазный киловаттный двигатель от квартирной сети? И большие ли будут потери?

    • admin says:

      Власта, потери мощности будут. Будет выдавать приблизительно половину мощности, то есть 0,5 кВт.

  • Андрон says:

    Добрый день.Подскажите как можно узнать какое подключение обмоток у двигателя «звезда» или «треугольник»?? С него выходит три провода, а как в нём подключение неизвестно?? Хочу его запустить, а какой конденсатор ставить не знаю??

  • виктор says:

    здравствуйте помогите подключитьасинхронный двигатель с трёх на одну фазу 4AA56B4У3 50Hz 180W cos 0.64 1370 об/мин 380/220 1.16/0.67A КПД64ПРОЦЕНТА.ПРОБЫВАЛ КОНДЕСАТОРЫ 4 10 14 20 24 30 34 ОЧЕНЬ СИЛЬНО ГРЕЕТСЯ МОТОР

  • redis says:

    У кого есть опыт включения двигателя 4 киловатт в быт сеть — при подключении через конденсатор все греется

    • admin says:

      4 киловатта многовато, а что греется двигатель или проводка. Если проводка то значит она слабовата для такой мощности. А двигатель может греться из-за не правильно подобранного конденсатора.

  • Алик Дынник says:

    Это все хорошо.
    Но как вы будете подключать двигатель в однофазную сеть 127 вольт, если на шильдике такая надпись 220/380.
    Все при подключение дают постоянную ошибку, а какую?
    Поймете когда сможете подключить двигатель 220/380 в сеть 127 вольт.
    Желаю удачи в поиске решения.

Ваш отзыв

Войти что бы оставить комментарий.

Случайные записи